Вверх
Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A
Версия для слабовидящих

Игра и умственное развитие дошкольника

Заботясь об умственном развитии своего ребенка, не пытайтесь брать в качестве образца обучение школьника или взрослого человека. В дошкольном возрасте (особенно его первой половине) главное – не усвоение определенной суммы сведений, а развитие таких форм познания, как восприятие, образное мышление, воображение. И добиться этого можно умело руководя занятиями ребенкаигрой, рисованием, конструированием, лепкой.
Наиболее важна сюжетно-ролевая игра. В ней ребенок воспроизводит, как бы моделирует действия и взаимоотношения взрослых, проникая в смысл их деятельности, в ней формируется одна из замечательных способностей человеческого ума – способность к оперированию знаками и символами.
Дети играют в «дочки-матери», в шоферов и летчиков, в детский сад, больницу. Но один и тот же сюжет может быть разыгран по-разному. Одна девочка, изображая маму, ограничивается молчаливым «кормлением» куклы, другая же беседует с «дочкой», учит правильно держать ложку, пользоваться салфеткой. Ясно, что второй вариант предпочтительнее, и вы должны помочь ребенку играть содержательно.
Включаться взрослому в игру нужно исподволь, не распоряжаясь и не объясняя ребенку, что он должен, а чего не должен делать. Лучше всего, если ребенок начал играть, а взрослый присоединяется к нему уже войдя в образ. Вот так, например…
- Здравствуйте, я доктор. Вы кормите дочку? Извините, если я помешала. Я шла мимо и решила узнать о здоровье вашей дочки. Ведь вчера у нее болела голова…
Включаясь в игру ребенка, вы будете содействовать тому, что он и сам научится брать на себя разные роли, общаться с другими детьми. организовывать такие совместные игры, находить для своего ребенка товарищей тоже очень важно.
Особенно если он не посещает детский сад.
Но не следует думать, что двое-трое трехлетних детей самостоятельно сумеют затеять коллективную игру. Оставив, скажем, Мишу наедине с соседским Петей и через 10-15 минут войдя в комнату, вы скорее всего застанете такую картину. В одном углу Миша катает по полу свою любимую машину, в другом Петя стреляет из игрушечного ружья. Хорошо еще, если дело не дошло до конфликта из-за игрушек.
Научить детей объединяться для совместной игры – задача родителей, и решать ее можно уже известным способом – приняв участие в происходящем.
- Я хочу купить холодильник и ищу шофера, который помог бы его перевезти. Может быть ты, Петя, согласишься быть шофером? Товарищ шофер, давайте найдем продавца и спросим, есть ли в магазине холодильник. Где у нас продавец? Это, наверное, ты, Миша. Товарищ продавец, у вас в магазине есть холодильник? Покажите его нам, пожалуйста…
 игровые действия вовсе не должны быть как две капли воды похожи на настоящие. Но важно, чтобы ребенок мог изобразить самые разнообразные действия и чтобы другие участники совместной игры понимали, что он имеет в виду. А помочь в этом своему ребенку вы сможете, если будете проводить с ним игры-занятия на темы:
«Что я делаю?» и «Покажи, как…». В первом случае взрослый изображает различные простые действия без предметов или с условными предметами, а ребенок угадывает, какое действие ему показывают: «ты моешь руки», «ты едешь на машине». Во втором случае показывает действия ребенок, а взрослый выступает в качестве отгадчика.
Детям, конечно, нужны игрушки, и главным образом такие, с которыми можно выполнять разнообразные игровые действия. Но с точки зрения умственного развития предпочтительней неоформленный игровой материал. Умение увидеть в одной и той же ничем не примечательной палочке термометр, расческу, отвертку, а может быть скрипку, трубу и даже пароход – важный этап в развитии детского мышления. Совершенствовать такое умение помогут специальные упражнения.
- Вот твой стульчик. Как ты думаешь, во что с ним можно поиграть. Пусть он будет машиной. А еще?
- Самолетом…
- Хорошо. А ты – летчик и управляешь самолетом. А еще?
Конечно, на первых порах не обойтись без подсказок. А потом ребенок начнет с удовольствием фантазировать и сам. Вот, например, зонтик. Это и парашют, и крыша, и огромный гриб, а в свернутом виде – лошадка, ружье и многое-многое другое.
Сюжетно-ролевые игры учат ориентироваться в человеческих взаимоотношениях. Но ребенку необходимо овладеть и умением воспринимать цвет тех или иных предметов, их форму, величину, положение в пространстве. Этому помогут научиться дидактические, то есть обучающие игры.
Вот, например, одна из дидактических игр, способствующих развитию восприятия цвета.
Возьмите шесть листков белой бумаги и сложите их пополам. Получите шесть книжечек. На лицевой стороне каждой книжечки вырежьте круглое отверстие. Окрасьте эту сторону в один из шести цветов спектра – красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый. Подготовьте еще шесть
листков бумаги половинного размера, окрашенных в те же шесть цветов. Это вкладыши. Теперь, если книжечки положить лицевой стороной кверху, на цветном фоне выступают белые круги. Нарисуйте в каждом из них мышку. Материал готов!
Все книжечки лежат перед ребенком. Объясните ему, что мышки сидят в своих норках. Но вот появляется кошка. Нужно помочь мышкам спрятаться так, чтобы кошка их не нашла. А для этого нужно закрыть норки: вложить в каждую книжечку вкладыши соответствующего цвета. Если цвет выбран неверно, сразу видно, где норка. Кошка сможет найти и съесть мышку.
Вначале помогайте ребенку сами, называя цвета:
- Вот видишь, здесь красная стенка, и норку мы закроем тоже красной дверцей. Теперь ее совсем не видно. А тут стенка оранжевая. Ну-ка, где у нас оранжевая дверца?
Потом начинайте добиваться самостоятельного выполнения задания и исправления допущенных ошибок. Если увидите, что ребенку трудно справляться сразу с шестью цветами, возьмите сначала три или четыре книжечки.
Обучайте малыша группировать предметы по цвету, помогите усвоить названия цветов. Когда, скажем, шесть из них достаточно освоены, можно вводить седьмой – голубой, а затем показывать ребенку различные оттенки того или иного цвета.
Объясните малышу, как можно группировать предметы по форме, познакомьте его с разновидностями форм: выкладывайте вместе с ним фигуры из палочек, из мягкой проволоки.
Что касается умения определять положение вещей в пространстве, то дети успешно приобретают его в разнообразных играх с планом. Не удивляйтесь: уже трехлетний малыш способен и, конечно, вначале с помощью взрослого, выложить на
листе бумаги план показанной ему кукольной комнаты, обозначая круглый стол картонным кружком, стул – квадратиком, а диван – прямоугольником. В четыре года ребенка можно научить ориентироваться по плану в квартире, например, искать в местах, отмеченных на плане, спрятанные предметы.
Надеемся, наши рекомендации подтолкнут родителей на самостоятельные поиски интересных для малышей игр, развивающих их мышление, знакомящих их с окружающим миром.

Опубликовано: 01.04.2014

Назад